+7 (920) 928-09-84 +7 (49241) 3-50-41 г. Гусь-Хрустальный,
ул. Калинина, д. 28 а
Обратный звонок

ИСТОРИЯ СТЕКЛЯННОЙ ПОСУДЫ. ТАНДЕМ НАПИТКА И БОКАЛА

ИСТОРИЯ СТЕКЛЯННОЙ ПОСУДЫ

    Процесс производства стеклянной посуды был трудоемким, а хрупкость стекла и хрусталя добавляла стоимость изделию. Стеклянная посуда передавалась как фамильная драгоценность и часто хранилась в специальных несессерах и футлярах.

    Однако в 1674 году технолог Георг Равенскрофт изобрел состав свинцового стекла – “кристалина”. Новое стекло отличалось чистотой и блеском и действительно напоминала хрусталь при более низкой стоимости сырья.

    Поэтому на рубеже XVII-XVIII веков в странах континентальной Европы настал посудный бум. Именно в это время были разработаны основные типы бокалов для различных напитков, которые были ориентированы не только на аристократов, но и на формирующуюся буржуазию.

 1730-е годы, благодаря активной торговле между странами, ассортимент бокалов увеличивается соразмерно с популярностью новых напитков. Помимо бокалов на высоких ножка для белых и красных вин, появляются шарообразные бокалы на короткой ножке для крепких напитков (бренди, джина), крюшонницы, и “стреляющие бокалы”, известные нам как шутеры (от англ. shot – выстрел). По одной из версий, она получила свое название за резкий звук удара пустой рюмки об стол.
Так, упомянутые выше  шутеры во многих источниках упоминаются как изобретение рубежа XIX и XX веков, хотя это всего лишь “хорошо забытое старое”. Еще одним примером можно назвать бокалы рёмер – немецкие сосуды для вина, получившие распространение в XV веке и получившие новую жизнь в XIX, став символом зажиточных застолий буржуа и найдя отражение во множестве натюрмортов. Так же в это время в Англии активно начинают выпускать наборы для пунша – напиток подавали в керамических или серебряных чашах и разливали в стеклянные бокалы.

В принципе “наборы” посуды становятся модным направлением уже в середине XVIII века. Четко прослеживается стремление к сервировке стола сервизом, выполненным в едином стиле. В тоже время формируются сами нормы сервировки бокалов под определенные напитки. Луи Филипп I, герцог Орлеанский одним из первых завел правила современной сервировки напитков у себя при дворе, приказав подавать к крепким алкоголям стопки, а к игристым винам – фужеры.

ИСТОРИЯ СТЕКЛЯННОЙ ПОСУДЫ В РОССИИ

     В России в это время пользовались в основном продукцией английских или богемских мастеров, хотя в конце XVIII века на Измайловском подмосковном заводе выпускались “стаканы высокие, кубки с кровлями и без кровель, кубки потешные”.

    Ямбургские заводы под Петербургом радуют рюмками, пивными стаканами, водочными и медовыми фужерами. А в протоколе Коммерц-коллегии и Мануфактур-коллегии при обсуждении таможенного тарифа на ввоз товаров говорится “рюмками же и стаканами и всякой другой питейной посуде быть в той же силе. Хотя здесь [в Российской Империи – прим.] и делают, но не с довольствием”.

Делали мало, но хорошо, поэтому в конце XVIII века была очень модной бесцветная посуда с расписным орнаментом, в том числе и золотом. В Европе к тому времени производство художественно окрашенного стекла еще не достигло такого размаха, поэтому Россия была лидером отрасли продолжительное время и задавала “моду”

     Выдумка европейских мастеров была также очень разнообразна, но они больше экспериментировали с формой и составом стекла.

АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ

     Только приемов венецианской филиграни насчитывалось 150 вариантов, и каждый мастер вносил что-то свое, меняя технику: переплетения разноцветного хрусталя, металлические оправы бокалов, гладкостенные канонические, полусферические бокалы и, конечно, знаменитая алмазная огранка, которая дошла до нас в практически не изменившемся виде. В Англии её называли raised diamonds – бриллиантовая огранка, в России – алмазная грань. Этот способ огранки придавал сосуду сходство с драгоценным камнем, а наполненный вином он сверкал и давал возможность насладиться игрой цвета напитка.

     Но появление этого способа обработки было вызвано исключительно экономическими причинами, а не желанием эстетствовать. Принятый в Англии в 1745 году “налог по весу” заставлял производителей делать свои изделия легче, не теряя при этом в прочности. Ниже приведен рисунок из каталога стеклянной и хрустальной посуды 1957-го года, где подробно видно раскладку алмазной грани. На тот момент различали десять видов сложности огранки, каждая из которых была нормирована ГОСТом. Самый знаменитый узор в России – “мальцевская грань” Гусь-Хрустального завода Мальцевых, прославившаяся после выставки в Париже в 1900 году.

СТЕКОЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Однако настоящая стекольная революция произошла в XIX веке в связи с бурным развитием промышленности, науки и техники, и масштабной индустриализации всевозможного производства.

Несмотря на революционные прорывы в науке, которая приблизила человека к будущему, мода на бокалы получила развитие в идеях историзма. Интерес к посуде прошлого был так велик, что все производители бросились копировать старые техники, запутав исследователей.

Интересно, как зеркально это отражает современную моду на ретро, когда в окружении гаджетов и новых мечтаний о полетах на Марс все с радостью ищут советские лафитники на блошиных рынках.

СТЕКОЛЬНО-ХРУСТАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    Как и многие другие сферы производства, стекольно-хрустальная промышленность была модернизирована. В Соединенных Штатах на стекольных заводах внедряют технику прессованного стекла. Скорость производства поражала современников! В 1846 году в журнале Hunt’s Merchant’s Magazine сообщалось, что трое взрослых рабочих и двое детей могли произвести прессованием 100 пивных кружек в час, иначе говоря – практически одну кружку в секунду. Для сравнения, для выдувания полноценной кружки мастером-стеклодувом раньше тратилось около пяти (!) минут.

    Каталоги и рекламные проспекты того времени постоянно сообщают о новейших стилях, и в середине века сервизы из стекла становятся доступны даже семьям со средним достатком. На рисунке представлен прессованный стакан, с американским орлом и национальным флагом. Бурбон туда категорически просится!

Разумеется, такой поточный способ влиял на качество изделий, швы которых были видны даже после финальной шлифовки. Единственным способом полностью избавиться от них был повторный нагрев изделия, который часто приводил к деформации. Поэтому для обеспеченных граждан выдувное стекло по-прежнему было в приоритете.

ПРЕССОВКА СТЕКЛА

 В России прессовка стекла в принципе получила массовое распространение только в Советское время. Но на рубеже XIX-XX веков промышленники искали другие способы экономной для кошелька покупки. Например, Мальцевские заводы выпускали 147 сервизов высочайшего качества, состоявшие из 35 предметов, которые при этом можно было заказать по каталогу отдельно. Состав сервиза был всегда примерно одинаков: 4 вида графинов – для воды, для вина и маленький для рома, три вида стаканов, в том числе для вина; рюмки для рейвена и бокалы для ликеров и т.д. Перечень всех предметов приводился в виде таблицы с указанием величины и стоимости, давая полную свободу в формировании собственного заказа под любой бюджет.   

Если проследить всю историю бокалов и их места в гастрономической среде, то будет заметна их тесная связь с популяризацией алкоголя. Какой напиток был на волне, тот и диктовал рынку свои посудные желания. Поэтому именно у винных бокалов до XX века самая широкая и интересная история

    Но в 1862 году Джерри Томас написал “Руководство бармена” и коктейль начал свою мировую экспансию, подталкивая стекольное производство и фантазию барменов к развитию коктейльных бокалов. Это, безусловно, заслуживает отдельного экскурса: яркого, пьяного и захватывающего! Новая веха и новая история стеклянной посуды.